Главная » 2018 » Июнь » 4 » ОТ ДРЕВНЕЙ КРЕПОСТИ – ДО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА НОВЫЙ ДОНКОВ
08:42
ОТ ДРЕВНЕЙ КРЕПОСТИ – ДО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА НОВЫЙ ДОНКОВ

 Заручившись поддержкой Разрядного приказа и местных жителей Донкова: «По государеву указу и по челобитью донковских всяких служилых и жилецких людей», Федор Оладьин приступил к строительству Нового Донкова на Вязовёнском городище, в 35 верстах от Старого Донкова. Было это осенью 1619 года. 
 Первоначально Оладьин построил хорошо укреплённые слободы для жителей. Сюда были перевезены запасы и провиант, все пожитки донковчан из Старого города. Перевезена была и артиллерия, которую Оладьин вынул из Дона, брошенную туда казаками в 1618 году: «две пищали полуторных да два тюфяка да шесть пищалей затинных». Затем переселил на новое место и жителей Старого города. Только потом Оладьин начал строительство крепостных укреплений, соорудил башни, тайники и прочее, в чём нуждался классический русский город-крепость. 
 
17 декабря 1619 года воевода Оладьин отчитался царю Михаилу Фёдоровичу: «И он, Фёдор, на Везовенском городище острог поставил и всякими крепостьми укрепил и наряд и зелье и хлебные припасы из Старого Донкова в новой в Везовенский острог перевёз. И донковских всяких людей перевёл и донковские всякие люди в новом Донкове на Везовенском городище поселились. И в том новом Донкове на Везовенском городище колодези покопали и тайники к реке Везовенке зделали и всякими крепостьми острог укрепили. И тому новому Донкову, что на Везовенском городище, устроил чертеж всяким крепостям, роспись к государю в Москву прислал». 
 
Стоит сказать, что Федор Оладьин не только сумел правильно выбрать место для нового города, но и грамотно организовал перенос Донкова на новое место. Узнав об этом событии, многие донковцы из Михайлова, Ряжска и других городов вернулись в Новый Донков. 
 
И уже весной следующего, 1620 года, служилые люди Донкова – десятник Савка Королёв с казаками и стрельцами – дали отпор татарам: «…мая в 3 день на солночному всходе пришли к Донкову на Кобельшу на перевоз татар человек с пятьдесят и больши. И он де, Савка, с теми татары на перевозе бился и Божиею милостию и государевым счастьем татар многих побили. А под ыными лошадей переранили». 
 
Строивший крепость воевода Федор Григорьевич Оладьин в 1620 году был «отпущен, а на его место послан Кулеш Иванов сын Челищев». 


 В 1622 году численность военных людей в Донкове была невысокой – 191 человек: 
52 сторожевых казака, 37 казаков Горной слободы и 30 казаков Пруцкой слободы, 49 стрельцов, 19 затинщиков, 3 пушкаря, 1 беломестец.


 Вокруг новой крепости постепенно образовывались слободы служилых людей, чьи названия – Сторожевая, Пушкарская, Стрелецкая, Казачья, Богословская - сохранились до наших дней. Кроме них, по сведениям 1621 года, в Донкове существовала и слободка «боярина Ивана Никитича Романова», дяди первого русского царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. 
 
Сохранилось описание нового Донкова 1627 года: «…городище Донковское на берегу реки Дону усть речки Вязовенки. А вместо города на городище острог дубовой. А в нём четыре башни больших проезжих, а под ними ворота. А на большой башне колокол вестовой, а под нею тюрьма. Да две башни глухих. В одной башне тайник. А по мере около острога сто двадцать четыре сажени. Да погреб казенной. А в погребе пушка и зелье и наряд пушечной. Да в остроге ж колодезь, рублен струб дубовой…». 
 
Первый соборный храм Нового Донкова являлся «преемником» Рождество-Богородицкого собора Старого Донкова, сожженного гетманом Сагайдачным. Новый деревянный собор, стоявший в крепости, заложен был, видимо, вместе с крепостью и упоминается как существовавший в 1621 году. Описание церкви даётся в писцовых книгах 1627-1628 гг.: «В городе церковь Рождество Пречистые Богородицы да предел Усикновение честные главы Ивана Предтечи, да другой предел Петра и Павла древяны клецки на подклете с папертью. А в церкви образ Рождество Пречистые Богородицы на золоте да образ Пречистые Богородицы запрестольная на празелени. Двери Царские, столбы и сеньми, да сосуды церковные древянные. Да книг Евангелие напрестольное, печать московская, Шестодиевец, Минея общая, да Деяние апостольское, письменные. А ризы и стихарь полотняные, оплечье выбойчатое. Да два колокола». 
 
В крепости, помимо церкви, был воеводский двор и съезжая изба, амбары для хлебных припасов. Кроме соборного храма, в это время в слободах Нового Донкова существовали и приходские деревянные храмы. Напротив крепости, в устье Вязовни, находился мужской монастырь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который был основан, по всей вероятности, ранее Нового Донкова. 
 
Новый Донков долгое время сохранял значение пограничной крепости. Летом 1622, 1626 и в мае 1627 годов Донковский уезд сильно пострадал от татарских набегов. Но сам город выстоял. В 1632 году 2 тысячи татар прошли мимо Донкова. В сентябре того же года донковчане, узнав, что небольшой отряд татар перешел Дон у Старого города, пошли за ним следом, настигли и полностью уничтожили. 
 
В 1645 году, при воеводе Иване Михайловиче Борятинском, в Донкове было уже 117 стрельцов, 37 пушкарей, сторожевых казаков – 86 человек, полковых казаков – 162 человека. Если приплюсовать еще несколько сот жилецких людей, то город был значительным. 
 
В 1672 году, при воеводе Степане Леонтьевиче Караулове, в Донкове построена новая деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1678 году стены донковской крепости были усилены. 
 
Начиная с середины XVII века Донков отходит в глубокий тыл Московского государства, граница отодвигается всё дальше и дальше на юг, в степь. Казачья служба в Донкове из полковой превращается в городовую. Дети казаков всё более предпочитают службу в полках европейского строя – драгунах, рейтарах, копейщиках. 
 
В первой четверти 18 столетия городовая казачья и стрелецкая служба в Донкове постепенно была упразднена, казаки и стрельцы переходят в новое сословие однодворцев. Культура донковских однодворцев во многом сохранила в себе черты военных поселенцев – казаков и стрельцов. Жители бывших донковских слобод до сих пор хранят память о казачьем происхождении своих предков и гордятся этим. Гордятся воинской славой Старого и Нового Донкова.

Иван МАЛЮКОВ, 
председатель Данковского общества краеведения.

Просмотров: 66 | Добавил: snimshikovagalya | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar